Список статей
Лишь слову дана жизнь

Сценарий праздника ко

Дню славянской письменности и культуры


Чтец: 


Молчат гробницы, мумии и кости, 

- Лишь слову жизнь дана: 

Из древней тьмы, на мировом погосте, 

Звучат лишь Письмена. 

И нет у нас иного достоянья! 

Умейте же беречь, 

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, 

Наш дар бессмертный - речь. 

^ И.А.

Бунин.


Ведущий: Кем бы мы были

без письменности? Неучами, невеждами, да и просто - людьми без памяти.

Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не

имеющее азбуки. Ведь без письменности

 мы не могли бы

передавать информацию, делится опытом с потомками, и каждому поколению заново

пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку,

сочинять "Фауста". Более тысячи лет назад,

славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл)

и Мефодий стали авторами первого

 славянского алфавита.

В наше время десятая часть всех существующих на земле языков - семьдесят! –

 имеет письменность на

основе кириллицы. 


ВЕДУЩИЙ: Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где

этой традиции уже

 больше ста лет. На

Руси было принято постановление праздновать память Святых Кирилла и Мефодия

 11 мая (24 мая по

новому стилю) в 1863году. В наше время идея возобновления общенационального,

 общественного

празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и

культуры возродилась в России в 1986 году, когда славянские

народы вместе с мировой

общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя

Мефодия, архиепископа Моравского и

Паннонского. 


Ведущий: День памяти

Святых – 24 мая был и на государственном уровне объявлен Днем славянской

письменности и культуры. Труды этих великих просветителей

стали общим достоянием всех славян.

 Так велика заслуга

братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры

славянских народов. Центрами празднования в разные годы были

города Мурманск, Вологда,

Новгород, Смоленск, Москва, Белгород, Псков. Повсюду

вспоминают создателей славянской грамоты.

 (Слово для поздравления

предоставляется

Ведущий: В соответствии с Постановлением

Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991

 года Дни славянской письменности и культуры

ежегодно проводятся государственными и

общественными организациями

совместно с русской православной Церковью.

(Слово для поздравления предоставляетсясвященнослужителю….)

(Раздается колокольный звон)

1-й чтец 

По широкой Руси - нашей матушке 

Колокольный звон разливается. 

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий 

За труды свои прославляются. 


2-й чтец. 

Вспоминают Кирилла с Мефодием, 

Братьев славных равноапостольных, 

В Белоруссии, в Македонии, 

В Польше, Чехии и Словакии, 


Хвалят братьев премудрых в Болгарии, 

В Украине, Хорватии, Сербии. 


3-й чтец. 

Все народы, что пишут кириллицей, 

Что зовутся издревле славянскими, 

Славят подвиг первоучителей, 

Христианских своих просветителей. 


4-й чтец. 

Русоволосые и сероглазые, 

Лицом все светлые и сердцем славные, 

Древляне, русичи, поляне, 

Скажите, кто вы? 

^ Все.

Мы - славяне! 


5-й чтец. 

Своею статью все пригожие, 

Все разные и все похожие, 

Зоветесь ныне – россияне, 

Издревле, кто вы? 

Все. Мы – славяне! 


Звучит песня в исполнении «Любавы» «Умом Россию не понять»


Ведущий: Было это очень

давно - в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших

византийских провинций, столицей

был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего

 в Солуни, росли два сына - Константин и

Мефодий. Оба много читали, любили учиться. Когда

 Константину было 7 лет, он увидел вещий сон:

"Отец собрал всех красивых девушек города и приказал

 избрать одну из них в жены. 


Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали София (София

по-гречески мудрость)".

Так еще в детстве он обручился

с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

Константин получил блестящее

образование: изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию,

 музыку, знал 22 языка. Не случайно его за

великую мудрость прозвали философом. 


Ведущий: Представим себе

двор византийского императора Михаила. 862 год. Император: "Константин,

ты закончил учебу, предлагаю

тебе занять высокую и почетную должность управляющего провинцией." 


Константин: "Кроме просвещения разума, я ничего не желаю. Просветив же

разум, хочу искать более

 важного, чем все почести и богатства". 


Ведущий: Отказался Константин и занялся работой в библиотеке и

дальнейшей учебой,

самообразованием, прошли годы,

однажды пришли к императору послы из далекой славянской

Моравии, что самом центре

Европы. Они приехали просить учителей, которые научили бы их вести

церковную службу на славянском

- родном языке, а не на латинском. 

Посол: "Добрый

владыко! - обратился посол к императору. - Пошли нам, славянам-христианам,

такого мужа, который бы

поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие.

 Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы, и

их язык, и их веру". 

Ведущий: Тогда вызвал

Михаил Константина Философа и сказал ему.

Император: "Слышишь

ли, Философ, речи сии? Знаю я, ты утомлен, но никто этого не сделает, кроме

тебя.

 Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом,

ведь вы оба - солуняне, а солуняне по-славянски разумеют". 

Константин: "Я

немощен телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, если они имеют

азбуку

своего языка. Ибо просвещение

народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде". 


Ведущий: Узнав, что азбуки

у моравов нет, Константин начал ее создавать, он долго молился и "

открыл ему Бог, и тогда сложил

письмена и начал писать слова Евангелия: "В начале было слово, и

слово было Бог ..." 


Ведущий: Началась большая

работа - братья предложили свой алфавит, составили славянскую азбуку,

некоторые буквы они взяли из

греческого алфавита, некоторые придумали сами. Азбука названа в

 честь Кирилла. Это славянская азбука, в ней 43

буквы, (19 гласных). Каждая имеет свое название,

 похожее на обычные слова: а - азъ, б -буки, в

- веди, г- глаголь, д - добро, ж-живете, з-земля и т.д.

Азбука - само название

образовано от названия двух первых букв. (Примеры: л-люди, м-мыслите, п-покой, 


с-слово), др. 

Император: "Бог,

увидев веру твою и старание, сотворил и ныне в наши годы - объявив буквы для

 языка вашего, чтобы и вы были причислены к

великим народам, что славят Бога на своем языке.

Прими же дар, что ценнее и

больше всего серебра и золота, и драгоценных камней, и всего переходящего

 богатства ... Подвижи всех, чтобы не ленились

и ступили на путь истины ..." 

Чтец: 

"КИРИЛЛИЦА" 

Так вот они - наши истоки, 

Плывут, в полумраке светясь, 

Торжественно-строгие строки, 

Литая славянская вязь. 

 Так вот где, так вот где впервые ,

Обрел у подножия гор 

Под огненным знаком Софии 

Алмазную твердость глагол. 

Великое таинство звука, 

Презревшее тленье и смерть, 

На синих днепровских излуках 

Качнуло недвижную твердь. 

И Русь над водой многопенной, 

Открытая вольным ветрам, 

"Я есмь!" - заявила Вселенной, 

"Я есмь!" - заявила векам. 


Ведущий: Много веков

спустя после этого успешно развивалась славянская письменная культура.

Замечательные памятники

письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и

дорогой оставалась рукописная

книга. Сейчас уже никак нельзя восстановить, вспомнить, почтить

имена людей, от которых

зависела судьба славянской письменности. С утра до глубокой ночи сидел

переписчик, медленно выводя

замысловатые буквы и узоры.

Чтец:

На девственном листе,

под узеньким окном,

Неспешно буковки выводит 

он пером.

И между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку;

веселыми цветами,

И разноцветными головками зверей,

И птиц невиданных фантазии своей,

Искусной вязью – 

Вдоволь есть сноровки,

Украсит он заставки и концовки

И заголовки все, -

ведь некуда спешить!

Порою труд прервет,

Чтоб луки заострить,

Перо гусиное, и глянет:

радость-солнце

Столпами падает на стол

через оконце. 

И чудится: в них вовсе не остыл

Чуть синеватый дым

невиданных кадил.

Рой тучек в небе; плавными кругами

Летают ласточки над

хлебными полями,

Шумящими вдали; а здесь,

возле окна,

Малиновка поет и плещется волна.

Склонившись над листом,

заставки вновь выводит

Он тусклым серебром;

неслышно день проходит.

Уж скоро будет ночь,

и первая звезда

Благословит конец успешного

труда.


М.Богданович

Ведущий: "От тьмы к

свету приближаясь, очи и сердце просвещаем". Такие прекрасные слова из

древнерусской летописи о книгах

дошли до нас из глубокой старины. В наши дни есть много свидетельств

того, как в Древней Руси

почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее

 количество рукописных книг до XIV века было

примерно 100 тысяч экземпляров. Еще в IX и X веках

были люди, знавшие

старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных

документов или других книг. Но

после принятия христианства на Руси - в 988 году – письменность

 начала распространяться быстрее. 


Ведущий: Старославянский

язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень

близок древнерусскому, понятен

и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги,

то они добавляли в них еще и

черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский

литературный язык, появились

произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных):

"Поучение Владимира

Мономаха", "Житие Александра Невского", "Слово о полку

Игореве" и многие

 другие. 

Чтец: 

Вижу Русь!

Торжественно – сурово

Вслушиваясь в темную строку…

Так и есть,

Вначале было «Слово»

Это было «Слово о полку»…

Л.Манзуркин


 Звучит песня «Белая Русь»


Ведущий: О жизни в Древней

Руси есть немало летописей - это исторические повествования,

 в которых записи велись по годам. На первом

месте стоит "Повесть временных лет", написанная

 в начале XII века. В эту летопись вошли песни,

легенды, предания, рассказы. 

Чтец: 

В монастырской келье узкой, 

В четырех глухих стенах 

О земле о древнерусской 

Быль записывал монах. 

Он писал зимой и летом, 

Озаренный тусклым светом. 

Он писал из года в год 

Про великий наш народ. 

Ведущий: Для того, чтобы

знания стали достоянием народа, потребовалось изобретение

книгопечатания. Поэтому еще

одно имя мы не можем не вспомнить, говоря об отечественной культуре. 


ЧТЕЦ: "Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо

ждущей тебя на полке.

Ты еще знакомишься с азбукой,

учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что

придет день и час, когда ты

откроешь ее: Потрогаем пальцами гладкий корешок, спросим: -

откуда взялось печатное творение?

Кто его придумал? Давно ли?:" (Е. Осетров) 


ВЕДУЩИЙ: Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем

полнее

раскрывается перед нами величие

его творческого дерзания. Мы восхищаемся человеческим

мужеством мастера и

разносторонностью его дарований. Великий энциклопедист - просветитель,

 талантливый литератор и педагог, крупный

инженер - изобретатель, человек могучей воли и

 острого ума - таким остается в нашей памяти

Иван Федоров. Именно ему довелось "печатание

 небывалое обновить". (Инсценируется отрывок из книги П.

Березова "первопечатник Иван Федоров":

 царь Иван Васильевич держит совет с боярами;

рядом с царем митрополит Макарий и князь

Андрей Курбский.) 


ЦАРЬ: Есть ли новости о мастерах искусных, о которых велел я вам, бояре,

иметь попечение? 


^ БОЯРИН

(1): Шлет известие и бьет челом иноземец Ганс Шлитте, коего ты,

великий государь, послал в

 его немецкие земли с поручением. 


ЦАРЬ: Велел я ему привезти в Москву некоторых ученых людей, хорошо

осведомленных в науках,

 а также некоторых искусных ремесленников. Так

о чем же он челобитие пишет? 


^ БОЯРИН

(1): Он задержан в Любике ливонскими рыцарями. 


ЦАРЬ (в гневе): Как они

смеют мешать нам! Доколе мы будем терпеть их козни и коварство? 


КУРБСКИЙ (тревожно): А

люди, люди, которые с немцем вместе были? 


^ БОЯРИН

(1): Разбежались те люди: 


МАКАРИЙ: Жалости сие достойно. 


ЦАРЬ: и особливо жаль, что не приехал к нам мастер печатного дела. 


КУРБСКИЙ: И то, государь: 


^ БОЯРИН

(2): Не сокрушайся, великий государь. Не приехал печатник - горе

невеликое. Я вот и

грамоты не ведаю, знатен и

богат! Непригоже нам, православным, перенимать от еретиков иноземных

сие новшество. 


Макарий : Непригоже,

батюшка, непригоже. Не должно соблазняться мудрствованием иноземным.

От лукавого сие. 


^ БОЯРИН

(4): Остерегать надобно. Иначе и веру свою православную утратим, и в

полон к нехристям

 попадем: 


КУРБСКИЙ: Неладно молвите, бояре. Перу православную терять нам не можно,

а вот мастерство

доброе перенять, ради пользы

нашей, было бы нам потребно. 


ЦАРЬ: А коли не приехали сюда ремесленники из немецкой земли, - так ведь

и наши люди суть мастера

изрядные. Не пустили к нам

иноземного печатника - своего мастера сыщем. (К митрополиту) О ком ты,

 владыко, давеча говорить изволил? 


^ МАКАРИЙ:

Ивашка, сын Федоров, в храме Николы Гостунского дьякон, дерзостное мечтание

имеет –

 книги священные без писцов переписывать. 


КУРБСКИЙ: Как - без писцов? 


МАКАРИЙ: Сие мне неведомо. 


^ ЦАРЬ:

От Николы, говоришь? Повидать этого дьякона желаю. Пусть покажет нам свое

мечтание:

(Бояре кланяются

подобострастно). 

ВЕДУЩИЙ: Царь Иван Васильевич заинтересовался работой Федорова и

поддержал начинания мастера.

19 апреля 1563 года Иван

приступил к набору первой страницы печатной книги. Через год книга

"Апостол" вышла в

свет. Она радовала глаз аккуратным и четким шрифтом, красивыми буквицами,

изящными заставками. За всю

жизнь Иван Федоров издал 12 книг. Среди них и "Азбука" для детей, и

 полная славянская Библия. Умер Иван Федоров во

Львове 5 декабря 1583 года. На его могилу в

 Онуфриевском монастыре положили плиту с

изображением типографской марки первопечатника.

 Надпись на плите характеризует уникальность

личности мастера: "Друкарь книг, пред тем невиданных". 

ЧТЕЦ: "Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, она

заставляет их возвращаться к

 истокам, проникать в сокровенные глубины духа,

контактировать с настоящим, прошлым и будущем"

(Ч. Айтматов). 

ВЕДУЩИЙ: История культуры продолжает твориться на наших глазах.

Появляются новые

способы хранения и передачи

информации. Но их появление не было бы возможным без тех

 изобретений, о которых мы сегодня говорили -

без букв и книг, с помощью которых человечество

обменивается творческим опытом. 

ЧТЕЦ: В книге своя глубина 

Кто доберется до дна, 

Тот и получит в награду – 

Слов драгоценные клады. 

И. Франко 

Ведущий: Слово

предоставляется

Ведущий: «Памятью

человечества» называли книги великие мыслители древности и современности.

 Но как часто без библиотекарей – проводников в

книжном лабиринте – эти книги молчат, не находя

 своего читателя. Просвещать умы и согревать

сердца – вот главная функция библиотек.

Ведущий: 27 мая в России

отмечают праздник - Общероссийский день библиотек. Он приурочен

к знаменательной дате. В этот

день ровно 214 лет назад открылась первая Государственная публичная

 библиотека – ныне Российская национальная

библиотека. Учрежденный Указом Президента РФ

в мае 1995 года это не только

профессиональный праздник библиотечных работников, но и праздник

 всех тех, кто не представляет свою жизнь без

книг.

Ведущий: 

Императрице слава и хвала!

Что майским днем Екатерининского века

Для россиян была заложена

Санкт-Петербургская публичная библиотека!

Простые люди книги брать могли

И приобщаться к родникам познанья.

Доступны стали миллионы книг,

Хранимые в них мысли, чувства, знанья!

Ведущий: Многие выдающиеся

люди работали в библиотеке и несли мир знаний своим читателям.

Среди них выдающийся

ученый-математик Николай Иванович Лобачевский, который одновременно

 занимал пост ректора Казанского университета

(1827-1846) и директора университетской библиотеки.

Ведущий: 30 лет проработал

в Императорской Публичной библиотеке Петербурга писатель и баснописец

 Иван Андреевич Крылов. В этой же библиотеке

работали: ученый-историк Ермолаев, писатель и

философ Одоевский и Валерий

Яковлевич Брюсов.

Ведущий: Дорогие читатели,

«маршалы книжные» - библиотекари!

Поздравляем Вас с праздником! Пусть исполняются ваши желания.

Будьте здоровы и счастливы!


^ Для

вас звучит песня на слова Э.Истоминой «Мой край»

Ведущий: 

О, запах книг! Неповторимый шелест

Полуистертых временем страниц…

Библиотек таинственная прелесть,

Похожая на взлеты белых птиц.

Мы живы в нашем мире одичалом,

Покуда есть спасительный ковчег.

В нем Божества счастливое начало,

И верный путь, и свет библиотек!

Ведущий: Славянское слово

можно услышать везде - на острове в Ледовитом океане, на Дунае,

на берегах Байкала - в самых

разных уголках земноuо шара. Не перечислить всех богатств славянской

 речи, без которых не было бы произведений А.

С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и

многих других. Исторические

предания, сказки, песни - все это общее славянское письменное богатство. 

Чтец: 

Вставай, народ, вздохни всей грудью, 

Заре навстречу поспеши. 

И Азбукой, тебе подаренной, 

Судьбу грядущую пиши. 

Надежда, вера греет души. 

Наш путь тернистый - путь вперед! 

Лишь тот народ не погибает, 

Где дух Отечества живет. 

Пройдя под солнцем просвещенья 

Из дальней славной старины, 

Мы и сейчас, славяне-братья, 

Первоучителям верны! 

К апостолам высокославным 

Любовь святая глубока. 

Дела Мефодия - Кирилла 

В славянстве будут жить века!

Ведущий: Вот и подошел к

концу наш праздник. Мы благодарим всех, кто принимал в нем участие.

Надеемся, что это время стало

для Вас приятным отдыхом, радостным и познавательным.

Желаем Вам всего самого доброго и снова ждем встречи с Вами

друзья, и с книгой!

Автор: Осипова В.Н.
Просмотров: 411
Дата создания: 25 Апреля 2016 г.
Дата редактирования: 25 Апреля 2016 г.
www.egov.kz
Опрос